Марсиане
Сол 190
И снова Тедди Сандерс не опоздал. Он сидел спокойно и настороженно за своим столом, несмотря на то, что вернулся в Хьюстон менее чем два часа назад после утреннего полёта из Вашингтона. Венкат оглядел директора НАСА, но не нашёл ни волоска, ни складки на его костюме.
Последней в этот раз прибыла Энни, открыв дверь локтём и обеими руками набирая сообщение на телефоне.
– Вы не поверите, сколько диванных экспертов повылезало сегодня в сеть, – сказала она, не извиняясь. – Каждый дурак, имеющий какое-то мнение, считает своим долгом сказать, почему мы со своим планом непременно всех на Марсе и на "Гермесе" поубиваем. И те же самые говнюки наверняка так же вопили бы, если бы мы публично объявили о возможности манёвра Рича Пурнелла, а потом решили от него отказаться.
– Кстати об этом, – тихо сказал Тедди. – У меня есть пара слов, которые я хочу сказать о том, кто отправил электронное письмо "Апрель 1970" командиру Льюис. В электронном письме утверждалось, что оно отправлено находящимся сейчас на Земле мужем Льюис, который разделяет её интерес ко всему относящемуся к семидесятым. В нём содержалось полное описание манёвра Рича Пурнелла и сопутствующее обсуждение… то, чего Роберт Льюис знать не мог.
Тедди сложил руки на столе и негромко продолжил:
– Это правда, что провал "Слейпнира" и противодействие со стороны некоторых конгрессменов изменили факторы риска в отношении выбора между вариантом Рича Пурнелла и "Аресом IIIБ". Но решение было принято. Человек, который отправил это электронное письмо, намеренно обошёл процесс принятия решений НАСА. Конечно, мы не военная организация – неповиновение терпимо до определённой степени. Но это действие поставило команду "Гермеса" под угрозу в то время, когда было далеко не ясно, сможем ли мы своевременно пополнить их запасы. Это неприемлемо.
Тедди поднялся на ноги, выходя из-за стола.
– Очень удачно что "Тай Ян Шень" был предложен нам в самый подходящий для этого момент. И повезло, что манёвр Рича Пурнелла оказал достаточное давление на Конгресс, чтобы позволить SpaceX вернуться к работе над другим носителем, который нам также понадобится. Но оказаться правым постфактум не оправдывает ни риска, ни неповиновения. Если когда-нибудь выяснится, кто отправил письмо, его карьера в НАСА закончится. Я просто хочу сразу прояснить этот момент.
Произнеся последнее предложение, он уставился на Митча, который вернулся к своему обычному валянию на диване в офисе.
Митч, со своей стороны, остался совершенно безразличен:
– Всё это само собой разумеется, – сказал он. – Но сейчас нам есть что обсудить. Например, как пополнить запасы "Гермеса" и как модифицировать МВМ, чтобы он смог добраться до "Гермеса", когда тот прибудет.
Тедди кивнул.
– Миссия пополнения запасов является сейчас более срочной задачей, – сказал он. – Брюс, что ты можешь мне сказать?
– Это сложно, но похоже, что мы сможем это сделать, – ответил Брюс по громкой связи. – Одного зонда было бы вполне достаточно, если бы мы были уверены, что Спаркл-двигатель окажется совместим с "Гермесом". Но нам потребуется два, если мы предполагаем, что Марку предстоит долгий путь домой. И там не будет ничего, кроме еды, двигателей и топлива, а также оболочки, чтобы всё это скрепить воедино. Мы не можем отправить запчасти, свежую одежду или что-либо ещё, кроме ограниченных запасов предметов гигиены. Еда, еда и ничего, кроме еды.
– Сейчас мы собираем рационы с едой, – добавил Венкат. – Туда будет включён небольшой запас полудрагоценных камней, которыми Файрбол сможет посыпать обычную еду в качестве пищевой добавки. Это более или менее похоже на то, что было у пони в их оригинальных рационах.
– Ещё одна хорошая новость, – добавил Брюс, – отказ от системы посадки не только даёт нам дополнительную полезную нагрузку для пищи, но и высвобождает рабочую силу JPL для второго зонда пополнения запасов. Это жизненно важно, так как нам нужно восстановить двигатели из изначального "Слейпнир-4". Работая днём и ночью, мы должны быть готовы упаковать полезную нагрузку через пятнадцать дней.
– Это хорошо, – сказал Венкат, – поскольку зонды пополнения запасов должны быть запущены через двадцать пять дней, чтобы перехватить "Гермес" сразу же после его пролёта мимо Земли. Нам нужен "Слейпнир-4" на мысе Кеннеди и "Слейпнир-5" в Цзюцюане через двадцать один день для монтажа и сокращённой инспекции. В этот раз никаких сдвигов графика.
– Я это знаю, – ответил Брюс. – Мы будем готовы.
– Митч, ты отправишься прямиком в Цзюцюань, чтобы координировать действия с китайскими командами запуска, – сказал Тедди. – Убедись, что носитель совместим с финальным вариантом зонда "Слейпнир-5". Сделай всё необходимое, чтобы "Тай Ян Шень" был готов к запуску, когда придёт время.
– Без проблем, – сказал Митч, кивая.
– Пополнить запасы "Гермеса" – только первый шаг, – продолжил Тедди. – Мы должны модифицировать МВМ, чтобы он мог добраться до "Гермеса". И мы должны в первую очередь доставить Марка, инопланетян и всё оборудование, необходимое для модификации МВМ в Скиапарелли.
– Почему бы МВМ просто не перелететь к Уотни? – спросила Энни.
– Единственные посадочные опоры, что у него есть, находятся на ступени приземления, – пояснил Венкат. – МВМ сам производит топливо, но только для ступеней взлёта, а не для ступени приземления. Кроме того, теплозащитный экран и тормозные парашюты уже сброшены, поэтому МВМ не сможет выполнить повторный вход в атмосферу. Единственный возможный вариант – это медленный перелёт и посадка, используя лишь тягу двигателей посадочной ступени и остатки топлива в ней. Это просто неосуществимо, Энни.
– Согласен, – сказал Тедди. – Перемещение Марка и его друзей намного менее рискованно, чем перемещение МВМ. Что бы с ними ни случилось, по крайней мере хоть у одного из них будет шанс покинуть планету, пока МВМ не повреждён. Если же модуль сломается, никто из них покинуть планету не сможет.
– Мы будем работать над планами переезда из Дома в Скиапарелли здесь, в агентстве, – сказал Венкат. – Разработка модификаций МВМ будет задачей Брюса, когда JPL придёт в себя после "Слейпниров".
– Не ждите от нас ничего слишком быстро, – сказал Брюс по громкой связи. – Нам понадобятся точные цифры по инопланетным двигателям – вес, тяга и всё прочее. А это значит, нам понадобится Марк, чтобы провести ещё кое-какие тесты.
– Понял, – ответил Тедди Сандерс. – Вы проделали потрясающую работу, Брюс. Мы все ценим это. Так держать.
Он обратил своё внимание на Энни.
– Я хочу, чтобы любой намёк на то, что этого изначально не было в наших планах, был опровергнут, – сказал Сандерс. – Перед этим мы занимались пополнением запасов Марка на случай, если с манёвром Рича Пурнелла не сложится. Но он всегда был нашим приоритетным вариантом. Теперь мы просто перебрасываем на него все силы.
– Поняла, – резко сказала Энни. – Мне продолжать придерживаться линии, которую Венк задал прошлым вечером?
– Да. Самое безопасное, что мы можем сделать, – это вытащить Марка и его друзей с Марса как можно скорее. Такова была наша политика с тех пор, как мы восстановили с ними контакт. Всё остальное – просто логическое продолжение этого.
– Без проблем, – ответила Энни. – Должна сказать, мне это нравится куда больше, чем то дерьмо, которое в нас бы полетело, если бы мы отвергли манёвр Пурнелла, а информация о нём всё равно вышла бы наружу.
– Мы бы разобрались и с этим, – Тедди на мгновение опёрся на стол, а затем добавил: – Брюс, ещё одно. На "Гермесе" домой полетит одиннадцать членов экипажа. Это сильно нагрузит системы жизнеобеспечения. Сможешь найти место в зондах для фильтров, запасных частей или чего-нибудь ещё? По крайней мере, несколько лёгких вещей, которые помогут справиться с этой проблемой.
– Я посмотрю, что мы можем сделать, – сказал Брюс не очень обнадёживающе.
– Ладно, хорошо, – сказал Тедди. – У нас впереди полно работы. Давайте начнём.
Венкат и Митч вышли из офиса вместе.
– Официально я понятия не имею, кто послал это электронное письмо, – сказал Венкат.
– Хорошо, – ответил Митч.
– А если не официально, то зачем ты это сделал?
– Это был не я, – сказал Митч. – Я хотел, но кто-то меня опередил.
– Митч, тут только ты и я, и это не для протокола, – настаивал Венкат. – Мы все знаем, что ты хотел оставить окончательное решение за астронавтами.
– И если бы я это сделал, мне бы нечего было стыдиться, – ответил Митч. – Только я бы всё равно это отрицал, потому что мне нравится моя работа. Но если ты хочешь знать, кто отправил письмо, то я бы поставил на Сандерса.
– Тедди? – Венкат не смог удержаться от взгляда через плечо на дверь кабинета директора. – Быть того не может.
– А ты подумай, – настаивал Митч. – "Тай Ян Шень" в такой удачный момент? Фигня. Он отправил электронное письмо уже после того, как получил предложение от китайцев. Он больше не был уверен в "Слейпнире". Производство полотна для подушек безопасности отстаёт от графика. "Локхид" тянет с отчётами о строительстве следующего МВМ. Конгресс опять внезапно почувствовал себя Конгрессом. И Рич Пурнелл дал ему возможность оказать давление на Конгресс…
– Нет, Митч, – сказал Венкат, качая головой. – Я всё равно не верю. Тедди никогда не подверг бы ещё пять человек такому риску из-за такой малости.
– А он сделал бы это, чтобы сохранить восемь миллиардов? – спросил Митч.
Венкат уставился Митчу в глаза и сказал:
– Поясни.
– То, что сейчас происходит на Марсе, открывает новую главу в существовании человечества. Инопланетяне из другой чёртовой вселенной. Целая новая школа физики. Мы находимся на пороге изменений, которые мы даже не можем себе представить. Но что произойдёт, если эти пять пришельцев вместе с Уотни умрут, Венк? В лучшем случае, мы никогда не встретим других пришельцев, пока существует наша цивилизация. Ты не хуже моего знаешь шансы.
Венкат кивнул.
– Так что, возможно, Тедди засомневался в своём решении. А тут приходит предложение из Китая. Это расширяет пределы допустимого при манёвре Пурнелла. А затем он смотрит на ублюдка из подкомитета сената, который произносит благочестивые речи о безопасности и ответственности, фактически убивая Уотни и его друзей… – Митч поднял руки ладонями вверх, одну повыше другой. Затем он поднял одну и опустил другую. – Баланс рисков смещается. Потому что у восьми миллиардов людей, скорее всего, будут длительные и плодотворные отношения с пони, в случае если "Гермес" доберётся до Марса на восемь месяцев раньше.
– Это всё ещё выглядит притянутым за уши, Митч.
– Но главный довод вот в чём. Тедди никогда никого не разносит на публике. Никогда. Если бы это сделал не Тедди, он бы вызвал меня на ковёр, чтобы устроить разнос, а может даже и потребовать моего увольнения. Потому что все знают, что это я был бы тем, кто слил информацию "Гермесу", верно? Но вместо этого он делает заявление для нас, единственных людей, которые вообще знали об этом решении, и заканчивает его словами "если когда-нибудь выяснится, кто отправил письмо, его карьера в НАСА закончится". Заметь, не "если я узнаю", а "если когда-нибудь выяснится", – Митч нажал кнопку лифта и ухмыльнулся. – Вот почему я думаю, что это сделал именно Тедди.
Венкат обдумал это.
– Этого всё ещё недостаточно, чтобы сделать такой вывод, – заметил он.
– Да мне, в общем, плевать, кто отправил это письмо, – сказал Митч. – Пусть хоть архангел Гавриил. А может, так оно и было. Магия, чёрт возьми, – дверь лифта открылась. – Всё, что меня волнует, это то, что команда "Гермеса" смогла принять решение, а мы теперь спасём Уотни на восемь месяцев раньше. Осталось только это сделать.
Двери лифта закрылись, оставив Венката в холле административного офиса наедине с его мыслями.
Примечания:
В следующей главе мы наконец-то вернёмся на Марс