Североморские истории
Глоссарий
Драугар (драугр) – нежить скандинавской мифологии, близкая к вампирам. Как правило, образуется из покойников, погребённых в могильных курганах с нарушением ритуала погребения, после чего охраняет свою посмертную обитель от мародёров и охотников за сокровищами. В то же время существуют легенды о драугарах, покидающих ночью свои гробницы, чтобы скакать и прыгать по крышам домов, вселяя в людей ужас. Страх перед живыми мертвецами был в средневековой Скандинавии и Исландии очень большим, о чем свидетельствуют многочисленные охранительные заговоры, написанные рунами на амулетах того времени. Также можно найти надписи на могильных плитах, которые должны были удерживать мертвеца в его могиле. Кроме того, о страхе перед драуграми свидетельствует популярность этой темы в исландских сагах. В саге «Прядь о Торстейне Мороз-по-коже» языческая вера в драугров смешивается с христианским представлением о чёрте. Драугарам приписывается сверхъестественная сила и магические возможности: предсказывать будущее, погоду. Тот, кто знает особое заклинание, может подчинить их себе. Также в сагах упоминается, что они способны превращаться в различных животных, но при этом у них остаются человеческие глаза и разум, который был у них в «человеческом» обличье. Иногда они могут проходить сквозь землю. Драугары могут нападать на животных и путников, оставшихся на ночлег в конюшне, но также могут и прямо атаковать жильё. В связи с этим поверьем в Исландии возник обычай стучать три раза в ночное время (считалось, что привидение ограничивается одним).
Калиосто – самая загадочная мифологическая лошадка. Известно только, что обитает она в северных лесах, преимущественно в тайге. Каждая особь связана с волком, и они сосуществуют вместе всю жизни. Если погибает один, то умирает и другой. Разлучить их друг с другом невозможно.
Кирин – японский единорог-химера, аналог китайского «Цилинь», но с более агрессивными чертами характера. Существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Говорят, что он яростный последователь справедливости и закона, и что он иногда появлялся на суде, убивал виновного и спасал невиновного. Кирин в японской мифологии – самое главное животное-божество. У Кирина много описаний, но чаще всего его изображают с чешуйчатым телом, напоминающим тело пятнистого оленя, одним рогом и пышным хвостом. Так же можно увидеть его описание в виде существа с телом быка или дракона. Его тело часто окутывало пламя, кроме того, существо может дышать огнём.
Ковен – в английском языке традиционное обозначение сообщества ведьм, регулярно собирающихся для отправления обрядов на ночной шабаш или на праздник Колесо Года. В современной неоязыческой религии это просто ячейка, группа верующих. Само слово ковен происходит от латинского convenire, означающего «собрание, встречу», впоследствии видоизменившегося в архаичное английское covin – «обман, мираж».
В понифике «Семь дней в Коппервилле», в своём рапорте Мунбим и Меркури подписываются своими фамилиями – соответственно, МакНоггл и О'Шурф. Шурф – по-ирландски означает «прибой». Ноггл – это одна из разновидностей келпи, в данном случае из фольклора жителей Шетландских и Оркнейских островов. Ноггл появляется на суше под видом чудесной гнедой лошадки, оседланной и взнузданной. Чтобы не перепутать ноггла с лошадью, следует смотреть на хвост: у ноггла хвост загибается на спину. Ноггл не такой опасный, как остальные келпи, но никогда не отказывается выкинуть ту или другую из двух своих излюбленных шуток. Если по ночам он видит, что на водяной мельнице кипит работа, то хватается за колесо и останавливает. Отогнать его можно, показав нож или высунув в окно горящую ветку. Еще он любит приставать к путникам. Стоит кому-то сесть на него, как ноггл бросается в воду. Впрочем, кроме купания, седоку ничто не грозит: очутившись в воде, ноггл исчезает со вспышкой синего пламени.
Что касается фамилии Миледи Анны де Л’Амонд. Монд – по-немецки «луна», но в тоже время сама фамилия Л’Амонд по-французски очень близко созвучна слову «мир, земной шар».
Ночная Кобыла – одно из общих названий любой келпи в кельтской мифологии. У фолк-рок-группы «Мельница» есть песня с одноименным названием. Кстати, бытует поверье, что любую келпи можно подчинить себе, если надеть на неё уздечку, расшитую золотой нитью, что и было обыграно в понифике «Семь дней в Коппервилле».
Терсан – Об их происхождении точно никто не знает, но существует легенда, которая вполне может быть правдой. Однажды Нептун влюбился в красавицу-русалку. Краше ее на свете не было. Виделись они каждый день, но вот однажды русалка не появилась.
Нептун заволновался. Приплыл его слуга и оповестил Нептуна о том, что его любимую поймали злые люди и хотят ее показывать по всему миру, но они увезли ее уже на другой коней света. Тогда Нептун призвал силы океанов и морей и сотворил сотню Терсанов. Быстрее скорости ветра он примчался к русалке, но обнаружил, что она мертва. Русалка сопротивлялась, и люди убили ее. Нептун долго горевал и приказал Терсанам каждую ночь выходить на берег и оставлять кровавые следы в память о русалке. Обитают они исключительно в воде, но ночью всего на пару минут выходят на берег и копытами выбивают из песка или камней кровь. Никто не знает, откуда они берут алую кровь. И зачем они вообще выходят на берег, тоже остается загадкой, ведь их среда – вода, и они питаются, живут и плодятся в воде. Их тела сделаны из воды. Они сильны, как цунами, быстры как ураган и красивы как океан. Их тела подобно кипятку бурлят. Их глаза – это необыкновенной красоты жемчужины. Их кровь-вода из самых чистых вод на земле. Когда они выходят на берег, их тела со скоростью волны преобразовываются, и они становятся белоснежными конями. Но это длится несколько минут.
Фестрал – скелетообразные лошади огромных размеров. Их могут видеть только те, кто видел смерть. Фестралов привлекает запах мяса и крови. Они – летающие существа. Прекрасно ориентируются в пространстве. Фестралы строят гнездо где-нибудь на утесах скал, поближе к лесу, в гнездо откладываются два яйца, но выживает чаще один жеребенок, так как, когда он вылупляется, второе яйцо ему служит его первой едой (у фестралов присутствует каннибализм) В первое время только отец приносит добычу в гнездо, пока мать охраняет малыша, когда же жеребенок немного подрастает, оба родителя начинают охотиться, оставляя жеребенка одного в гнезде.
Шупилти – в фольклоре жителей Шетландских островов крошечные водяные лошадки. Как и у других водяных лошадок, их любимая проказа – прыгнуть вместе с седоком в воду, исчезнув, оставляя незадачливого седока посреди озера. Нельзя утверждать, что шупилти жестоки и кровожадны, как другие их сородичи келпи или Эх-ушки, однако они тоже пьют кровь утопленников. По характеру шупилти очень похожи на Ноггла.