Марсиане
Сол 92
"Амицитас". Полёт 3. День миссии 90
"Арес III" Сол 92
Черри Берри стояла у шлюза номер три и ждала. Они с Файрболом собирались покинуть Дом через шлюз номер два, но незадолго до того, как они хотели в него войти, загорелся красный свет, сигнализирующий, что внешняя дверь открылась – менее чем через две минуты после того, как Марк его покинул.
Поскольку в Доме осталось всего два воздушных шлюза, было решено использовать их поочередно и никогда не запускать цикл шлюзования одновременно, чтобы уменьшить износ полотна. Марк покинул Дом через третий шлюз раньше, чем они успели собраться, а теперь он внезапно возвращался обратно, и это означало, что Черри с драконом не только были вынуждены ждать, пока он закончит цикл шлюзования, но и не могли воспользоваться вторым шлюзом.
Но раздражение мгновенно исчезло, когда она увидела, как Марк выбирается из шлюза, на ходу нащупывая зажимы, герметично удерживающие шлем скафандра.
– Спитфайр! – крикнула земнопони. – Тащи аптечку! Что-то не так с Марком!
Человек не обращал никакого внимания на пони, чейнджлинга и дракона, собравшихся вокруг него. Он скинул шлем, даже не думая снимать остальной скафандр, и упал на колени, с широко раскрытыми глазами и отвисшей челюстью. По его лицу текли слёзы.
– Марк! Говори с нами! – потребовала Черри, пытаясь собрать из незнакомых слов и фраз что-то осмысленное. – Ты в порядке? Почему ты… эм-м-м…
Земнопони поняла, что не знает как будет на его языке "плакать", так что поток вопросов прервался.
– Он работает, – прошептал Марк. – "Патфайндер" работает. Он навёлся на Землю. Это сигнал.
Человек положил обе руки в перчатках Черри на плечи.
– Земля посылает сигнал. Они знают, что "Патфайндер" здесь. Они знают, что я жив!!!
Громкое рыдание, перемежаемое всхлипываниями вырвалось из груди Марка, и он наклонился вперёд, крепко обняв Черри и уткнувшись лицом в её гриву.
– Они знают, что я жив! – повторил он сдавленным голосом от ничем не сдерживаемых рыданий.
Черри не дрогнула и не сомневалась ни секунды. Она протянула копыто, чтобы обнять Марка в ответ, успокаивая его тихими пофыркивающими словами, пока он плакал. Спустя несколько мгновений к ней присоединились Спитфайр и Драгонфлай. Файрбол, как всегда, был последним, и он ограничился тем, что ободряюще положил лапу на плечо человеку.
– Что с ним такое? – крикнула Старлайт со своей койки. – Скажите мне! Не заставляйте меня тратить всю батарею, чтобы долевитировать себя до вас!
– Он только что связался с домом, – сказала Черри. – Он больше не один.
– А мы что, чучелки соломенные? – возмутилась единорожка.
– Нет, это совсем другое, Старлайт, – ответила ей Драгонфлай.
Эта пауза помогла Марку вернуть контроль над эмоциями, и он выпрямился, выпустив Черри.
– Извини, – сказал он.
– Не за что извиняться, – ответила земнопони. – Иди и говори со своими.
– Говорить. Да, – Марк вскочил на ноги. – Надо поговорить. Что мне сказать? Как? Гм… камера. Стереоскопическая. Надо на чём писать и чем писать...
Он бросился к ящику, где хранились маркеры, не высохшие при прорыве Дома. Рядом с ними лежал и невосполнимый запас из полусотни этикеток для образцов – единственная бумага в Доме, если не считать различных инструкций с корабля пони. Марк начал что-то быстро писать на одной из этикеток, затем набросал короткие сообщения и на двух других.
– Вот! Нужна высокая… нужна… – Марк посмотрел на Файрбола. – Где обломки антенны?
– Обломки? – спросил дракон.
– Обломки антенны, которые ты подобрал снаружи, – пояснила Драгонфлай на эквестрийском. – Куда ты их дел?
– Под "Амицитас" валяются, снаружи, – ответил Файрбол.
Когда Драгонфлай передала эту информацию Марку, тот вскинулся, нацепил шлем и, притормозив лишь чтобы проверить герметичность скафандра, бросился к шлюзу. Затем выскочил обратно, чтобы забрать те три карточки, на которых он писал.
– Кажется, сегодня мы в пещеру не пойдём, – тихо проговорила Черри.
Через час после первого сообщения Марк ещё раз вышел наружу на пару минут. В этот раз его первые слова после снятия шлема были:
– Они сказали "да"!!!
Черри, Спитфайр и Драгонфлай аплодировали в понячьем стиле, стуча копытами по грязному полу. Файрбол же аплодировал в стиле, присущем драконам – хлопая в ладоши. С койки Старлайт Глиммер послышался крик: "Ву-ху!"
– Да, разве это не здорово? – спросил Марк. – Мы можем говорить! Мы…
– Подождите, – сказал он, внезапно успокоившись. – Мы не слишком много наговорим, если всё, что НАСА сможет сказать, это "да" или "нет".
Марк начал расхаживать, бормоча что-то себе под нос, так что Черри могла разобрать только одно слово из трёх, что-то про обе стороны, триста шестьдесят и какие-то каски.
Наконец, кивнув самому себе, человек сказал:
– Файрбол, мне нужно ещё четырнадцать кусков антенны.
– Хорошо, – ответил дракон, протягивая руку к своему шлему. Он так и не стал снимать скафандр после первого короткого выхода Марка.
Марк отсчитал восемь карточек для этикеток, вытащил из ящика с инструментами ножницы по металлу и замер.
– Мой учитель труда рассердился бы, увидав, что я ими делаю, – проворчал он, перед тем как разрезать ножницами всю стопку этикеток разом, после чего бросил ножницы на рабочий стол, снова взял маркер и начал отмечать каждую половинку одним символом.
– Что ты делаешь, Марк? – спросила Черри.
– У нас есть код под названием ASCII. А-S-С-I-I. Двести пятьдесят шесть возможных букв, цифр и символов. Драгонфлай, пожалуйста, включи компьютер номер 4 и поищи во всех каталогах A-S-C-I-I. Я знаю, ты умеешь это делать.
– Да, Марк, – ответила чейнджлинг, направляясь к шкафу, где они хранили компьютеры, когда те не использовались.
– Я могу использовать эти карточки, – сказал Марк, отмечая последнюю, – Чтобы получить ASCII. Две из них равны одной букве из кода ASCII.
– Не очень… – Черри не знала слова Марка для "эффективно". – Звучит не очень хорошо.
– Черри, он превратил двадцать шесть букв, десять цифр и я не знаю сколько знаков препинания всего в шестнадцать символов, – крикнула Старлайт со своей койки. – Это ещё как хорошо! Отличная идея, Марк!
– Да, я тоже так думаю, – сказал Марк. – Я только надеюсь, что НАСА тоже додумаются.
Кодировка ASCII. 0-F с шагом в 21 градус. Буду смотреть камеру, начиная с 11:00 моего времени. Когда сообщение закончено, вернитесь в эту позицию. Подождите 20 минут после завершения, прежде чем сделать снимок (чтобы я мог написать и разместить ответ). Повторяйте процесс в начале каждого часа.
11:00 С-Т-А-Т-У-С
Я в порядке – физических травм нет. Один скафандр уничтожен, разбит один шлем, первый воздушный шлюз оторвался и слегка травит воздух. Повреждён монитор одного из компьютеров. Всё остальное оборудование Дома полностью функционально. Пять гостей, один со сломанной конечностью, остальные здоровы. Все на 2/3 рациона в ожидании урожая.
12:00 К-А-К-В-Ы-Ж-И-Л
Ранен фрагментом антенны. Потерял сознание от декомпрессии. Упал лицом вниз, кровь залила пробоину. Очнулся после отлёта экипажа. Компьютер телеметрии уничтожен обломком. Безумное стечение обстоятельств. У экипажа были все причины считать меня мёртвым. ЭТО НЕ ИХ ВИНА.
13:00 У-Р-О-Ж-А-Й-?
Обнаружена большая пещера в зоне "Эпсилон". Полная кварца. Использовали ресурсы разбившегося инопланетного корабля, чтобы построить теплицу, где возделывается 600 кв.м. Плюс 100 кв.м. в Доме, потерянных при разгерметизации, куда пересажу имеющиеся семена и первый урожай картофеля из пещеры.
14:00 К-Т-О-Г-О-С-Т-И
Инопланетяне из параллельной вселенной с иными физическими законами. Экспериментальный сверхсветовой двигатель сбойнул. Из-за изменения физических законов потерпели крушение. Нужен канал связи получше, чтобы объяснить подробнее.
15:00 В-Ы-Н-Е-С-И-С-Д-Ж-Р-Н-А-Р-У-Ж-У
Принёс "Соджорнер" и поставил на расстоянии одного метра к северу от спускаемого аппарата. Если можете установить с ним связь, я могу нарисовать шестнадцатеричные числа на колёсах, и вы сможете отправлять мне по шесть байт за раз.
16:00 С-Д-Ж-Р-Н-Е-О-Т-В
Чёрт. Есть ещё идеи? Нужно больше пропускной способности. У меня есть фотографии, видео и другие документы первого контакта, которые вам действительно стоит увидеть.
17:00 Р-Б-Т-М-Н-А-Д-Э-Т-И-М
Земля уходит из зоны видимости. Продолжим завтра утром в 08:00 по моему времени. Скажите семье, что я в порядке. Передавайте экипажу мои наилучшие пожелания. Скажите командиру Льюис, что четверо из пяти пришельцев разделяют её ужасающий музыкальный вкус.
Примечания:
Большую часть окончания этой главы я взял из книги, потому что параллелей все равно невозможно было избежать, не изменив того, как Марк установил связь. И нет никаких причин для него отказываться от ASCII. Ничто из того, что пони могли предложить, не могло изменить ход его мыслей на этот счёт. Аналогично, большинство первых вопросов НАСА к нему останутся неизменными, поскольку выживание является основным приоритетом. Так что я не видел хорошего способа переиграть этот разговор. Однако я решил не использовать здесь журналы или вид со стороны НАСА, чтобы как можно сильнее разнести книгу с главой.
Да, можно было бы придумать более эффективную систему. Однако у НАСА уже есть ASCII. Марку не нужно им ничего объяснять. Это быстрое решение, а в чрезвычайной ситуации (да ещё и в космосе) быстрое решение часто лучше, чем идеальное решение.