Марсиане
Сол 109
Запись в журнале – Сол 109
Ну, это была большая работа!
В пещерной ферме было посажено около ста квадратных метров картофеля – около трёхсот шестидесяти картофельных кустиков. Сегодня мы выкопали их все – и я имею в виду абсолютно все. Триста шестьдесят растений, и каждое с тремя или четырьмя небольшими клубнями, всего примерно полторы тысячи картофелин. Это чертовски много клубней.
Мне пришлось осуществлять тщательный надзор... Чёрт, да я, в общем-то, сам сделал большую часть этой работы. Мы хотим сохранить как можно больше картофельных кустиков живыми, чтобы следующий урожай вырос быстрее и крупнее, чем те крошечные клубни, легко помещающиеся в кулак, которые мы получили сегодня. У пони не слишком хорошо с нежностью в этом деле, так как орудовать приходится копытами и зубами, а у Файрбола с нежностью вообще не очень. Но для коллектива, состоящего из меня, дракона и пони в скафандре и с ногой на перевязи, мы справились, не оборвав слишком много листьев или корней.
Полторы тысячи картофелин, каждая с шестью-десятью глазками, это более чем достаточно для посева и в Доме, и на оставшейся сотне квадратных метров, что мы зарезервировали в пещере. Но, поскольку у картофеля более мелкая корневая система, я решил посадить картофель по обе стороны от водосточного канала, который уже промыл хорошую такую траншею в пещерной почве. Место, где картошка была до этого, будет засажено семенами люцерны из оставшегося запаса. Судя по этому урожаю, избыток картошки появится у нас намного раньше, чем избыток люцерны, поэтому есть смысл дать ей побольше места.
Честно говоря, я не очень рассчитываю на новый урожай картошки из пещеры. Мы не удобряли почву вниз по течению нашим импровизированным компостом, так что, хотя в ней и есть какие-то бактерии и вода, текущая с основной фермы, но там отсутствует большинство питательных веществ и аминокислот. Поэтому лучшее, что мы можем сделать – притащить завтра коробку с дерьмом, раскидать содержимое поверх двух недавно засаженных делянок картофеля и надеяться на лучшее.
Дом – совсем другая история. Мы оставляем свежевыкопанный урожай, чтобы он мог немного подсохнуть, потому что мы собираемся посадить его вновь после того, как в течение следующих нескольких дней соберём люцерну. Большая часть запланированных на это время работ будет состоять из перетаскивания урожая по двадцать килограмм за раз из пещеры в Дом. (Двадцать килограмм – это ёмкость почти всех наших самых больших воздухонепроницаемых контейнеров, которые можно носить. После опыта, проведённого с тем небольшим урожаем, что остался после декомпрессии Дома, мы стараемся свести к минимуму любое возможное воздействие на него природных условий Марса. Нормально высушенная люцерна – это одно, но высушенная сублимацией – совсем другое. Или, может быть, люцерна, выращенная в Доме, имела плохой вкус, потому что растения пребывали в стрессе, но мы не хотим рисковать).
Когда вернусь на Землю, хочу предложить НАСА проект первого в мире межпланетного комбайна. Или хотя бы ровер с кузовом типа пикап.
В общем, после того, как все пересадки были завершены, у нас всё ещё оставалось – я пересчитал – тысяча триста четырнадцать маленьких картофелин. Каждая из них содержит около ста калорий, не больше. На день мне нужно двадцать таких для поддержания минимально рекомендуемого количества калорий в сутки. Но 1314 картофелин, поделённые на двадцать, равняются чуть менее, чем шестидесяти шести дням еды для одного человека со средней активностью.
Это наш первый успешный сбор урожая на Марсе, несмотря на взрывную декомпрессию Дома. Так что мы отпраздновали эти небольшим картофельным пиршеством.
Мы сложили неиспользованные картофелины в первый шлюз – они здесь замёрзнут, но замораживание на вкус картофеля не должно так сильно повлиять, как это произошло (по-видимому) с люцерной. Но мы всё же принесли в Дом двести клубней, вымыли их и начали готовить в микроволновке по пять штук за раз. (Пять – это всё, что можно засунуть в микроволновку Дома, а если бы это была картошка среднего размера, то влезало бы только три или четыре).
Обычно лошадей не кормят картошкой. Отчасти это связано с тем, что они особенно чувствительны к токсичным аминокислотам, образующимся в позеленевшем картофеле, но приготовление в микроволновке по большей части разрушает их. Но главная проблема в том, что лошади довольно глупы и вечно пытаются проглотить картошку целиком, не жуя, так что они либо задыхаются и умирают, либо у них случаются колики от плохого пищеварения и они всё равно умирают. Мои гости не в хлеву родились (видали, какая тонкая шутка?), так что таких проблем у них нет, и картошка подойдёт для них замечательно.
Так что… да, мы ели картошку. Обычный картофель, запечённый в микроволновке. Очень, очень обычный, крахмалистый картофель, запечённый в кожуре.
Конечно, мы и близко не подошли к тому, чтобы съесть все двести. Или хотя бы сто. И прямо сейчас у меня буквально сводит желудок от мысли, что мне придется съедать по тринадцать-пятнадцать нормальных картофелин в день, и уже довольно скоро.
Я старался поменьше использовать кетчуп, как если бы он был клубникой капитана Квига, но сегодня… не так активно. А если честно, то вообще не экономил.
После четвёртой картофелины, пока связь с Землей ещё была, я отправил сообщение через "Патфайндер":
[18:14] УОТНИ: Напоминалка Брюсу Энгу из JPL: Пришлите кетчуп. Много кетчупа. А ещё масло, зелёный лук, сметану. Не для того чтобы съесть – к тому времени, как они доберутся сюда, я, вероятно, не захочу видеть больше не единой картофелины до конца своих дней. Но после пяти сотен солов на одной картошке, когда сюда наконец-то попадут кетчуп, масло и другие вещи, меня можно будет ими обмазать, потому что к тому моменту я сам уже превращусь в картошку.
[18:21] ГЕРМЕС: И это изменит твою блистательную индивидуальность… примерно никак.
[18:29] JPL: Мы начнем тестирование, чтобы выяснить, сможем ли мы изготовить стартовый ложемент из пакетов с кетчупом, специально для тебя, Марк.
Вот такое вот оно, НАСА. Никогда не дадут парню сказать последнее слово.
ЭКА: Для Файрбола. Сообщение начинается. Цитата. Силой Скипетра Кровавого Камня тебе приказано не умирать и не позволить никому из вас умереть, пока мы не прибудем, дабы спасти вас. Тебе предписано продемонстрировать превосходную силу дракона, мужество и мудрость, защищая своих товарищей по команде и оберегая их от любого вреда. Это приказ твоего полновластного Повелителя Драконов, и ты обязан ему подчиняться! Понял? Конец цитаты. Приём.
АМИЦИТАС: Сообщение получено, приём.
ЭКА: Извините, это оказалось более пафосно, чем мы ожидали. Приём.
АМИЦИТАС: ФБ – на самом деле это примерно то же, что и ваши понячьи нежности. Конец связи.
ИНТЕРВЬЮ № 3
Как вас зовут?
Драгонфлай!
Что вы делали на своем корабле?
Я была корабельным инженером. Если что-то ломалось, за исключением Спаркл-двигателя, то это чинила я. Кроме того, я помогаю с английским языком другим членам экипажа.
Как вы попали в космическую программу?
Моя королева сказала, что мы летим в космос, и я немедленно вызвалась! Я самая быстрая летунья-жукопони в Улье!
Кто вас ждёт дома?
Моя королева и другие жукопони, конечно же!
Каковы ваши впечатления от людей?
Ну, если не считать телевидения, я пока встречала только одного, но он очень сытный.
Вы бы хотели посетить Землю после своего спасения?
Конечно! Я хочу встретиться с Венкатом, Ирен и командой Марка, а также со всеми, кто создал эту отличную базу!
Что вы будете делать, когда наконец вернётесь домой?
То, что скажет моя королева, конечно же!
Какая ваша любимая диско-композиция?
"Can’t Get Enough of Your Love".
Если бы вы могли получить из дома одну небольшую вещь (не корабль), что это было бы?
Кнопка, которую можно нажать, чтобы вызвать корабль. Марс не очень хорошая планета, и мы все хотим с неё долой.
Какое послание вы бы хотели передать людям Земли?
Летать в космосе – это весело! Если не оказаться на Марсе. Эта часть отстой. (Я правильно использую слово, Марк?)