Марсиане
Сол 423-424
Запись в журнале – Сол 423
71,75 километра!
И на этот раз полный грёбаный бак пиратов-ниндзя задолго до заката!
Мы празднуем, и на этот раз с чистой совестью. Я вскрыл две упаковки еды и раздал их всем по кусочку, чтобы у каждого было хотя бы по одному вкусу, который не являлся бы вкусом люцернотошки.
(Боже, какая кошмарная мысль: генно-модифицированная картошка, которая на вкус как сено, или бобовые, у которых картошка растёт на стебле. Надеюсь, я до этого не доживу. Конечно, кто-то прочтёт это и тут же подумает: "Какая замечательная идея! Я уверен, что Марк Уотни будет рад чести увидеть продукт своего гения воочию!" Что ж, будущий читатель, позволь мне кое-что тебе сказать: если тебе удастся это сделать, держи это дерьмо подальше от меня, если не хочешь, чтобы оно оказалось у тебя на голове. Мне нравится думать о себе как о мягком и кротком человеке, не терпящем насилие, но у всего же есть предел, а это именно он и будет. Заранее предупреждаю).
Итак, чтобы кратко объяснить решение: тепличные крыши.
На практике всё, конечно, немного сложнее, но не намного.
На сол 421 мы пошли в пещеру. Черри забрала с собой Спитфайр, чтобы та помогла ей в работе над фермой, включая все только что проросшие кустики картофеля. Остальные пошли собирать лучшие из оставшихся больших кусков горного хрусталя. Они должны были быть абсолютно прозрачными, чтобы солнечный свет мог проходить их насквозь. Это было непросто, так как мы уже использовали лучшие кристаллы в пещере для аккумуляторов-гигантов, но в итоге Старлайт сказала, что может потратить немного дополнительной магии, чтобы изменить форму кварца на более подходящую нам.
Что она в дальнейшем и сделала. Мы собрали тридцать довольно больших кристаллов кварца и разложили их на большой площадке позади фермы. (Нам нужно всего двадцать восемь, но мы делаем с запасом). Затем, применив чуточку магии, Старлайт Глиммер превратила эти кристаллы в очень тонкие листы, шириной один метр и длиной два метра каждый. В таком виде они едва проходят через пещерный шлюз, но нам пришлось заниматься этим здесь, из-за следующего шага в этом процессе.
Проблема с кварцем в том, что он может быть более хрупким, чем стекло в определённых условиях. Трещины в стекле распространяются медленно, потому что молекулярная структура нерегулярна. Кристаллы же по определению имеют очень регулярную структуру, поэтому, если трещина обнаружит одну из его линий расщепления, она пролетит по ней насквозь, не задерживаясь, и тогда всё, что у вас останется, это осколки. И это вызывает серьёзную озабоченность, потому что этим тонким листам кварца придётся переносить каждый толчок и удар по пути, плюс ежедневное колебание температуры в 60-70 градусов по Цельсию от горячего к холодному и обратно.
Поэтому мы решили заламинировать наши кристальные панели, чтобы сделать их более устойчивыми к ударам и чтобы их было легче заменить, когда это будет необходимо.
Это была работа Драгонфлай. Она была этому не очень рада, но её не пришлось долго убеждать. Она приготовила в своих кишках прозрачный состав и на удивление равномерно распределила его по каждому листу. Я говорю "на удивление", потому что процесс включал в себя прицельное плевание с расстояния нескольких метров. Затем она подвернула перелив вокруг краев плит и, наконец, обгрызла излишки материала, чтобы потом его переиспользовать.
Честное слово, чейнджлинги очаровательны, но они просто ужасны.
Так или иначе, мы не сразу понесли листы в ровер. Не было никакого смысла подвергать их вышеупомянутым экстремальным температурам, пока они не были установлены. А установка потребует немного подготовки. Кроме того, ламинату требуется какое-то время, чтобы окончательно затвердеть.
Вчера мы вывезли полный "Виннибаго" почти до площадки "Эпсилон". Там мы нашли место в ближайшем к горе овраге, где кто-нибудь, стоящий на краю, мог смотреть прямо на крышу трейлера. Затем мы съездили в пещеру и загрузили панели на крышу (для этой операции нам потребовалось снять седельные сумки) и аккуратно отвезли их к трейлеру. Затем мы вернулись и привезли восемь магических батарей, потому что то, что планировалось сделать дальше, требовало много энергии.
Каркасы солнечных панелей вообще не предназначены для того, чтобы их открывали. Фактически, они сделаны как раз для совершенно противоположного – оставаться целыми, несмотря на огромные перегрузки, потому что им приходится прибывать с подготовительными миссиями, которые запускаются с запредельными для человека ускорениями, а затем приземляются на Марс в гигантской надувной подушке. Но там есть небольшая закраина, выступающая над поверхностью самих панелей так, чтобы они не тёрлись одна о другую, когда уложены друг на друга. Вот с этим нам и пришлось иметь дело – и кучей магии пони в придачу.
Мы с Файрболом потратили почти два часа и шесть батарей, стоя буквально в воздухе. И единственное, что отделяло нас от перспективы всё переломать, была сила воли единственного единорога. Мы поочерёдно "вставали" по обе стороны каждой панели и один за другим принимали ламинированные кристаллические листы, которые нам поднимали, чтобы мы могли аккуратно и точно расположить их на краях рам. К счастью, подходили они идеально. Мы действовали очень аккуратно, как ради этих кристаллических листов, так и ради целости перчаток наших скафандров. Но толстый слой прозрачного ламината по краям, в общем-то, защищал нас. Установка всех двадцати восьми панелей прошла без сучка и задоринки.
Затем Старлайт вернула нас на твёрдую землю, чтобы самой закончить работу. Сначала она плотно прижала новое покрытие к закраинам всех двадцати восьми панелей, чтобы прочно закрепить их, используя обёрнутый ламинат в качестве резиновой прокладки. А потом она стала вытягивать кристалл. Она не стала делать по две большие пирамиды на панель (каждая по квадратному метру), как я изначально предлагал. У неё была идея получше. Она сделала кучку маленьких пирамидок – если точнее, то по пятьдесят, (двадцать сантиметров по каждому из рёбер), с закруглёнными и усиленными краями и вершинами. Как она заметила, чем меньше каждая пирамидка, тем меньше расстояние, на которое грани будут колебаться на каждой неровности, и тем меньше вероятность того, что они расколются или сломаются. Это чертовски хорошая идея, и я отдаю ей должное.
Помимо превращения крыши в гигантскую тёрку для сыра, она наложила на панели очень простое заклинание преломления, потребляющее нулевую мощность: любой свет, падающий с любого направления на стекло, проходит сквозь него и направляется отвесно прямиком на панель, находящуюся прямо под ним.
И это, скажу я вам, заставляет панели выглядеть чертовски странно. Они не совсем чёрные, потому что много света отражается от самих солнечных панелей, и большая часть этого света обычно выходит за пределы пирамид. Но любой свет, идущий, например, с неба или от окружающих достопримечательностей, засасывается внутрь. Поэтому, когда вы смотрите на них, всё, что вы видите, – это искаженное отражение солнечных элементов, плюс немного бликов на самих элементах. Но эти блики никогда не встречаются там, где вы ожидаете их увидеть, а только, к примеру, на вершинах или рёбрах пирамидок. Прямо какая-то Королева Зловещих Долин.
После этого мы поехали обратно к Дому. На обратном пути один из кристаллов сломался, и нам пришлось заменить его из наших запасов, используя последние батареи, которые мы взяли из пещеры. Осмотрев повреждения, Старлайт сказала, что, возможно, сможет починить их в пути, а даже если их не удастся исправить, то мы берём достаточно кристаллов в свою поездку в Скиапарелли, чтобы заменить около трети из них. Но на данный момент мы хотели бы покататься для теста с оригинальной сборкой.
Итак, зачем же мы прикладываем все эти невообразимые усилия? Всё просто. Раньше каждая солнечная панель имела два квадратных метра поверхности. С новыми кристаллическими пирамидками они теперь имеют площадь две целых восемь десятых квадратных метров каждая.
Решение, конечно, не идеально. В ранние и поздние часы дня мы по-прежнему сталкиваемся со слишком малым углом падения солнечных лучей, что снижает эффективность. Однако немного более высокий профиль пирамид улавливает больше этого света, и начинается это раньше, а заканчивается позже, чем до того… а примерно с половины десятого утра до трёх часов дня по Марсу, когда солнце светит на всю поверхность пирамид сразу, мы должны получить до 40% прироста нашей мощности перезарядки. В теории.
Сегодня мы проверили эту теорию на практике. Итоговый результат, если усреднить уровни перезарядки за день: 20% прироста мощности на модифицированных панелях, в круглых числах, по сравнению с тем, что у нас было до этого. Отсюда семьдесят один с копейками километр, плюс полный заряд батарей задолго до заката.
Но не всё здесь состоит только из плюсов. Потребляемая мощность на километр выросла, потому что мы добавили около полутора тонн материала в верхнюю часть трейлера. Даже тонкий, как стекло, кварц весит весьма прилично. Но зато теперь у нас всё равно есть значительный избыток энергии. С этой прибавкой мы технически могли бы выезжать чуть позже, ехать немного дольше и при этом успевать полностью зарядить аккумулятор. И если у нас возникнут серьёзные проблемы, нам это может понадобиться. Но я бы предпочёл придерживаться графика в семьдесят или семьдесят один километр в день и просто наслаждаться тем, что у нас больше энергии, чем нужно. Принимая эти расчёты, мы всё ещё собираемся предварительно запечь всю нашу картошку и нормировать энергопотребление.
Приятно, когда у тебя что-то в избытке. С того времени, когда мы застряли здесь на Марсе, у нас всегда был только запас, а не избыток, но гораздо веселее жить, когда тебе не нужно беспокоиться о том, что всё покатится в сортир, и все мы умрём только потому, что мы ну никак не смогли обойтись без одной свежезапечённой картофелины.
Запись в журнале – Сол 424
Вернулись в Дом. Ни одна из пирамид не треснула после двухдневной тряски.
В следующий раз мы выведем "Виннибаго" на дорогу уже когда будем покидать Дом в последний раз. Тестирование закончено. Осталось только до конца загрузить эту малютку, скрестить пальцы и надеяться, что всё будет хорошо.