Марсиане
Сол 134
Тедди даже не извинился за опоздание на четыре минуты. Он просто вошёл в свой кабинет, положил портфель на стол, сел и сказал:
– Я знаю, вы все очень заняты, так что давайте всё сделаем быстро. Мне необходимо знать текущий статус проекта "Слейпнир" по всем отделам. Венк, давай начнём с тебя.
– Идём по графику, – ответил Венкат. – Единственная проблема, с которой я столкнулся, заключается в том, что между командами управления "Арес III" и "Арес IV" возник спор – кто будет управлять полётом и посадкой зондов. Я пока дал им возможность сформулировать свои предложения, прежде чем приму окончательное решение в пользу той или иной команды или же решу собрать совершенно новую. Но, если не будет какой-то веской причины, я, скорее всего, предпочту взять команду "Арес III".
– Митч, – продолжил Тедди, – что насчёт запуска?
Руководитель полёта "Ареса" пожал плечами.
– Команда "Eagle Eye-3" покинула зал управления пуском, так что мы можем занимать и зал в космическом центре Кеннеди и здешний зал в центре Джонсона. У нас будет "Слейпнир-1" на площадке 39A и "Слейпнир-2" на 39Б, поэтому мы сможем выкатывать "Слейпнир-3" сразу, как только "Слейпнир-1" освободит стартовую платформу. После пуска мы тут же передадим всё команде Венка для управления полётом и посадкой.
– СМИ?
Энни оторвала взгляд от своего телефона.
– Я ежедневно даю обновления статусов для СМИ, – сказала она. – Google сообщает об увеличении числа запросов по скандинавской мифологии. Мы ожидаем, что интерес публики будет постепенно расти и достигнет пика к дате пуска, поэтому ждите гораздо больше запросов от прессы в ближайшие шесть недель.
– Поощряй их, – сказал Тедди. – Нам нужно давление на Конгресс, чтобы возместить средства "Ареса", которые мы сейчас тратим на "Слейпнир". А как обстоят дела с противниками спасения – все эти "пусть они умрут"?
Энни широко улыбнулась.
– Они огребли хороший удар. Тег #ВернёмИхДомой превосходит их в отношении двадцать к одному. Опросы Гэллапа и Монмута показывают, что в США более 75% населения поддерживают спасательную миссию. И даже тролли с онлайн-помоек от нас отстали. Очевидно, Спитфайр недавно была избрана "инопланетной королевой троллей", – улыбка главы департамента по связям с общественностью стала хищной. – А некий "Грязный Фред" теперь не публикует ничего, кроме гневных видео-ответок, после того как его коллеги ополчились против него. Мой отдел насчитал более пятидесяти видеороликов, рассказывающих Фреду о том, что с ним делают другие люди.
Сделав строгое лицо, Энни добавила:
– Конечно, мои сотрудники проводили это исследование исключительно в своё личное время.
Тедди Сандерс даже не улыбнулся.
– Разумеется, – сказал он. – Идём дальше.
Он повернулся к одному из двух больших мониторов в комнате.
– Морис, как поживают носители?
Морис Штайн, директор отдела сборки на площадке в Космическом центре Кеннеди, нахмурился.
– Мы отстаём, – прямо ответил он. – Или, лучше сказать, SpaceX отстаёт. На прошлой неделе мы получили первый носитель "Red Falcon", сейчас он проходит финальную проверку. Но SpaceX отстаёт от графика восстановления второго носителя на две недели, а работа над третьим носителем ещё только начинается. Они продолжают уверять меня, что успеют до крайнего срока, но чёрт меня возьми, если я представляю, как.
– Иными словами, – произнес Тедди, – надежды на ранний запуск нет?
Морис покачал головой.
– Никакой. Парни из моей команды говорят, что ставить надо примерно на недельное опоздание с запуском "Слейпнира-2" и три недели для "Слейпнира-3". Больше, если ещё и график JPL поплывет.
Тедди посмотрел на другой монитор, где Брюс Энг стоял в своем офисе в Калифорнии.
– Что скажешь, Брюс? Плывёт твой график?
Брюс пожал плечами.
– Мы встретили некоторые затруднения, – ответил он, – но мы планировали всё, исходя из того, что с ними столкнёмся. Мы, конечно, не будем готовы раньше срока, но если не случится чего-то серьёзного, то все три зонда должны быть готовы вовремя.
– Звучит обнадёживающе, – ответил Тедди. – Что ты можешь рассказать мне о грузе?
– Все три зонда "Слейпнир" используют идентичные тепловые щиты-неваляшки с подушками приземления под ними, – ответил Брюс. – В каждом из них есть радиомаяк, который легко засекается навигационной системой ровера, так что у Марка не будет проблем с обнаружением мест посадок. Каждый зонд доставит на Марс чуть менее одной метрической тонны – десятую часть полезной нагрузки обычного рейса предварительного снабжения. Из них пять сотен килограмм будут полезным грузом. Четыреста килограммов – продукты питания, что даст нам в общей сложности триста дней для четырёх астронавтов при полном рационе.
Брюс Энг замолчал на мгновение и продолжил:
– Оставшиеся сто килограммов включают в себя запасную радиосистему на "Слейпнире-1" и "-3", сменный лётный скафандр и ударопрочный шлем для Уотни на "Слейпнире-2", запасное полотно Дома и герметик на всех трёх, плюс всё, что мы сможем впихнуть в оставшееся пространство и вес. И, наконец, мы перенастроим бортовой радиокомплекс всех трёх зондов так, чтобы они могли заменить "Гермес" в качестве ретранслятора для "Патфайндер". Это принесёт пользу только в течение последних четырёх месяцев полёта, но все лучше, чем ничего. После запуска мы планируем настроить программное обеспечение так, чтобы превратить все три зонда в распределённый ретранслятор, который сможет корректировать ошибки во входящем сигнале и, таким образом, увеличить пропускную способность со стороны Марса. К сожалению, временная задержка между зондами не позволит нам сделать это в обратном направлении.
– Звучит хорошо, – ответил Тедди. – Держи меня в курсе.
– Доктор Келлер, – продолжил он, поворачиваясь, чтобы взглянуть на врача с "Арес III", – с какими проблемами столкнётся экипаж, до того как прибудут припасы?
Доктор Келлер пожал плечами.
– Им нужен хотя бы один, а, возможно, и два урожая с их пещерной фермы, чтобы хотя бы дожить до их приземления. Мы ничего не знаем о проблемах питания для Драгонфлай или Файрбола. У пони, вероятно, будет дефицит натрия, но в остальном всё будет в порядке. Уотни по-прежнему наша главная забота.
Келлер поправил очки и продолжил:
– Марк расходует по одному рациону в день, плюс ест картошку и небольшое количество листьев люцерны. В зависимости от того, насколько жёстко он будет придерживаться этой диеты, его дефицит белка будет варьироваться от отсутствия дефицита до серьёзной нехватки, возможно – критической. Самая большая опасность состоит в том, что, столкнувшись со столь однообразной диетой, он станет недоедать. Мы мало что можем с этим поделать, кроме как попросить пони следить, чтобы он съедал всё, что ему полагается.
– Как это повлияет на его способность выполнить пополнение запасов? – спросил Тедди.
– Он будет ослаблен, – ответил врач. – Насколько – сказать не берусь. Кроме того, его мышление будет слегка ухудшено из-за нехватки жизненно важных жирных кислот для восстановления миелина в нервах. Ему понадобится помощь в доставке припасов в Дом. Но, даже в худшем случае, он сможет справиться с этой задачей. Конечно, чем раньше мы сможем доставить им продовольствие, тем лучше для всех.
– Нанесёт ли это какой-либо непоправимый ущерб?
– Нет возможности узнать заранее, – ответил Келлер. – Как только он вернётся к полноценному рациону хотя бы на месяц, тогда и узнаем.
– Ладно, – Тедди сделал несколько заметок. – Хорошая работа, и продолжайте в том же духе. И помните, если кто-нибудь сможет найти безопасный способ ускорить всё, не рискуя при этом жизнью Марка, я хочу немедленно об этом узнать.
Кому: Венкат Капур ([email protected])
От: Майкл Бендарек ([email protected])
Тема: запрос Satcom
Передайте Satcom, что корректировки их орбит будут готовы завтра в течение дня. Мой лучший сотрудник только что ушёл в отпуск, а у него накопилось его на несколько месяцев. Вопрос стоял либо отпустить его, либо уволить. А он слишком ценный специалист, чтобы от него избавиться. Но у него в голове что-то засело и он от этого вот так не отступит.
Извините за задержку.
Майк
Астродинамика
Примечания:
Я просто скажу, что эта сцена нужна только для того, чтобы продемонстрировать изменение сценария между оригинальной книгой и Уотни + пятеро.
Хочу заметить, что SpaceX провернула свой 24-часовой цикл восстановления ускорителя Falcon 9 ровно один раз. Любой другой ускоритель требует более длительного восстановления. Вполне возможно, что SpaceX сумеет достигнуть 24-часового периода (или, если быть более реалистичным, недельного) восстановления для BFR, но я бы на это ставку делать не стал.