Марсиане
Сол 105
Кэти Уорнер вышла на сцену сквозь группу фигур из картона в натуральную величину: пятеро разноцветных инопланетян с огромными глазами, окружавших одного достаточно потрёпанного на вид человека.
– Добро пожаловать на "Отчёты о Уотни и компании". Сегодня сотый марсианский день с тех пор, как произошла странная авария, в результате которой на Марсе в затруднительном положении оказался один из членов экипажа "Арес III" и весь экипаж инопланетного корабля из параллельной вселенной. В течение ста дней эти шесть невероятно разных существ работали вместе, чтобы выжить во враждебной марсианской среде, полностью отрезанные от помощи из своего дома.
– За это время с ними случались душераздирающие провалы, такие как взрывная декомпрессия, оторвавшая шлюз от Дома в 88 сол, чуть более двух недель назад. Но были и удивительные триумфы: инопланетяне смогли установить примитивную телеграфную связь со своей родной вселенной в 30 сол, а Марк Уотни двенадцать дней назад восстановил "Патфайндер" для установки более уверенного канала связи с НАСА. А два дня назад, впервые с момента аварии в шестом соле, команда "Гермеса" установила голосовой контакт с Марком Уотни и двумя его товарищами по кораблекрушению.
– Но, несмотря на эти успехи, жизнь наших друзей всё ещё висит на волоске. Продовольственные запасы инопланетян уже израсходованы, и их выживание целиком зависит от урожая, который в ближайшие дни должны собрать на ферме, построенной в марсианской пещере при помощи технологий пришельцев и опыта в области ботаники Марка Уотни. Травмы тоже не обошли наших героев стороной: Уотни едва не лишился руки из-за ожогов, Драгонфлай довела себя до изнеможения, вытаскивая Уотни после пожара, а Старлайт сломала ногу в результате взрывной декомпрессии. И кто знает, что ждёт их в будущем? Кто станет следующим? Черри, Файрбол или Спитфайр?
– Спустя сто дней после аварии, шестеро избежавших смерти всё ещё не могут покинуть Марс. Главный администратор НАСА Теодор Сандерс сделал по этому поводу заявление на пресс-конференции, состоявшейся сегодня утром в Космическом Центре Джонсона в Хьюстоне.
Кэти перевела взгляд на тёмную часть стены студии, на которой немедленно высветились кадры из этого выступления. Тедди Сандерс, как обычно, был одет в одноцветный костюм и говорил со своей обычной уверенностью:
– Риск – это работа каждого астронавта. Но есть разница между осознанным риском, который принимается при тщательном планировании и рассмотрении всех возможных вариантов, и теми чрезвычайными ситуациями, с которыми Марк Уотни и его друзья ежедневно сталкиваются на поверхности Марса. Обстоятельства, с которыми они вынуждены бороться, невозможно было предусмотреть здесь, в НАСА, ни на одном из этапов планирования миссии "Арес III", и, по словам пришельцев, они также не ожидали ничего подобного.
Глава НАСА сделал паузу и продолжил:
– Наша способность общаться с родным миром инопланетян чрезвычайно ограничена, но мы использовали эту возможность, чтобы пообщаться напрямую с нашими коллегами на той стороне. И от их имени я могу заверить вас, что и они, и мы в НАСА прилагаем все возможные усилия, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, в каком мире они бы не находились. К сожалению, инопланетяне пока не могут организовать спасательную миссию. Сама случайная природа их путешествия сюда, означает, что они не знают точно, где находится наша вселенная по отношению к их собственной. Таким образом, они не могут назвать день, когда смогут отправить спасательную миссию. Но сегодня, здесь и сейчас, я могу назвать вам такой день.
На мгновение среди собравшихся репортёров раздались выкрики, шум и шелест бумаги, прежде чем Сандерс успокоил их.
– НАСА намерено дополнительно подготовить и отправить экипаж "Арес III-В" на "Гермесе" в следующем же окне запуска. Благодаря его ионным двигателям мы можем точно назвать дату, когда "Гермес" выйдет на орбиту Марса – 768 сол, шестьсот восемьдесят один день начиная с сегодняшнего.
Теодор Сандерс переждал несколько выкриков из зала.
– Это почти на сто дней быстрее, чем наши предыдущие оценки, но все же это не то, чего бы мы хотели. Как показала взрывная декомпрессия Дома, жизнь на Марсе – опасная вещь. Оборудование "Арес III" уже сейчас проработало намного дольше планируемого срока службы, и Марку Уотни приходится решать проблемы, которые никогда не затрагивались при планировании миссий "Арес". Всё это требует ресурсов, как имеющихся у "Арес III", так и с космического корабля пришельцев. Ресурсов, которые не могут быть пополнены. Чем раньше мы сможем спасти Марка и наших инопланетных друзей, тем меньше им придется полагаться на эти весьма ограниченные средства.
Ещё одна пауза.
– Имея это в виду, НАСА предлагает приз в двадцать пять миллионов долларов любому лицу или группе лиц, которые смогут предоставить реализуемый план, как добраться до Марса, спасти наших шестерых терпящих бедствие астронавтов раньше 768 сола, и безопасно вернуть их на Землю. НАСА выплатит полную сумму лицу или группе лиц, разработавших план, который мы используем на практике, и меньшие вознаграждения тем, кто предоставит реализуемые планы, которые по какой-либо причине НАСА решит не использовать. НАСА хочет продемонстрировать, что нашим главным приоритетом является скорейшее обеспечение безопасности Марка Уотни и его друзей путём доставки их на Землю. Полную информацию о том, что мы назвали "Призом Уотни", можно найти в полном пресс-релизе, который Энни Монтроуз предоставит всем вам после пресс-конференции. Вопросы?
После начала всеобщего гвалта в попытках привлечь его внимание, Сандерс указал на одного репортера, который спросил:
– Что, если инопланетяне спасут Уотни до того, как НАСА успеет запустить свою миссию?
Сандерс позволил себе слегка улыбнуться.
– Тогда мы сэкономим кучу денег налогоплательщиков и вздохнём с облегчением, – сказал он. – Но трудности, с которыми столкнулись инопланетяне, огромны. Чтобы дать вам некоторое представление, скажу, что ещё несколько месяцев назад наши физические модели вселенной предполагали совершенно невозможным путешествие между параллельными мирами. Я думаю, нам стоит простить инопланетян, если им будет трудно повторить это снова.
В аудитории раздалось несколько смешков, но не слишком много.
– Поэтому мы должны двигаться вперёд сами, исходя из самого пессимистичного прогноза: инопланетяне не смогут начать спасательную операцию до того, как туда сможем добраться мы.
Ещё одна рука и голос, перекрикивающий все остальные:
– А как насчёт миссии по пополнению запасов?
– Проект "Слейпнир" тоже продвигается вперёд, – ответил Сандерс. – Благодаря усилиям "Space X" мы ожидаем, что через пятьдесят дней нам будут доступны три ускорителя "Red Falcon". Сейчас мы уточняем график запусков с мыса Канаверал, чтобы обеспечить монтаж, проверку и запуск трёх грузовых зондов через шестьдесят дней. Все зонды оборудованы системой посадки и надувными баллонетами, и все они должны прибыть на Марс с пищевыми рационами, запасными частями и материалами задолго до шестисотого сола. Если инопланетяне организуют спасение до этого момента, тогда припасы могут быть использованы для предполагаемой миссии "Арес IV", которая сможет завершить работу, которую не смог сделать "Арес III"…
Изображение потемнело, и Кэти посмотрела в камеру.
– Подробнее о предлагаемом спасении Марка Уотни и пришельцев после рекламной паузы.
Когда через несколько минут в студии снова зажёгся свет, контурные фигуры из картона уже были перенесены на задний план, чтобы освободить место для обычного стола и стульев. На стене студии, где в первой части программы демонстрировалась пресс-конференция НАСА, стала появляться последовательность набросков, рисунков и фотографий, поочерёдно появлявшихся и исчезавших.
– Тяжёлое положение потерпевших крушение на Марсе захватило воображение мирового сообщества со времени первых зернистых фотографий, сделанных "Гермесом" с орбиты, фотографий, на которых были видны несколько фигур, идущих по поверхности Марса, – сказала Кэти. – Но даже самое богатое воображение не было готово к фотографиям, присланным нам несколько дней назад, когда мы впервые узнали, как выглядят инопланетяне без своих скафандров. И с тех пор Интернет взорвался мнениями об инопланетянах, как положительными, так и отрицательными.
Кэти сделала небольшую паузу и продолжила:
– Сегодня со мной Найота Линкольн, организатор кампании #ВернитеИхДомой в Твитере и Гемкомме; Преподобный Мартин Спенсер, чья скандальная проповедь "Дайте им умереть" собрала десять миллионов просмотров в течение дня после стрима записи; и Джон Кароли, основатель сайта AresHoax.com. Спасибо всем за то, что вы здесь.
Трое гостей пробормотали вежливые приветствия. Кэти смогла удержать улыбку на лице достаточно долго, чтобы скрестить невидимые пальцы и понадеяться, что многократно повторённые за кулисами внушения – "ведите себя прилично или мы вырубим вам микрофон, и плевать, кто первый начал" – сработают.
Где только продюсеры умудрились откопать некоторых из этих людей?
– Откуда эти придурки из CNN выкапывают этих людей? – спросила Энни Монтроуз, когда "Отчёты об Уотни и компании" за оставшиеся полчаса скатились к тому, что выглядело как переливание из пустого в порожнее.
– Это всё человеческая натура, – пожал плечами Тедди. Разговор шёл после окончания рабочего дня в его кабинете, где никого не было, кроме Энни, Митча Хендерсона и измотанного Венката Капура. Но даже сейчас Тедди не позволял себе расслабиться. Даже смотря телевизор, в программе которого не было ничего стоящего внимания, он сидел так ровно, словно они обсуждали что-то жизненно важное, например, неудачные результаты тестирования ткани надувных баллонетов миссии "Слейпнир", с которыми столкнулась JPL.
– В задницу такую натуру, – проворчала Энни. – Когда я училась в колледже – боже, какой же я была наивной – я решила, что буду доносить правду до масс и делать людей лучше. К тому времени, когда я получила свою степень, я уже повзрослела, поэтому пошла работать в НАСА, надеясь привлечь внимание ко всему лучшему, что может предложить человечество, сделать его более заметным, предложить это как грёбаный пример остальным. И вот я здесь, и моя работа требует, чтобы я помогала и содействовала вот этому.
Энни почти рычала, тыкая в экран, где говорил преподобный Спенсер:
– Мы всегда должны помнить, что сатана изначально был Люцифером, ангелом света. Самые большие соблазны зла всегда приходят в привлекательных формах. Таким образом, эти инопланетяне, которые явно нацелились на обращения к нашим наиболее маловерным натурам, раскрывают свою сущность, утверждая, что используют силу колдовства. Они являются явным искушением, созданным отвратить человечество от истинного учения Бога с приближением конца дней нашего мира.
– Видел? Нет, ты видел, что происходит?!! – прорычала Энни. – Чем лучше я делаю свою работу, тем чаще уроды, подобные ему, получают возможность сняться на камеру, чтобы улыбаться своей пластиковой улыбкой, расчёсывать свои пластиковые волосы, и распространять ненависть и невежество в долбаном прямом эфире национального телевидения. Во имя журналистской объективности. Полная херня. И ничто, ни одна чёртова вещь, которую я могу сделать, не помешает тысячам дебилов поверить каждому слову, которое говорит этот мудак.
– Мне стоит обсудить это с руководством CNN? – спросил Тедди.
– Нет, чёрт возьми, станет только ещё хуже, – вздохнула Энни. – Эти ублюдки обвинят нас в попытке контролировать СМИ. Опять.
Она откинулась на спинку кресла и пробормотала:
– Господи, как же я хочу выпить.
– Рабочий день кончился, – громко произнес Митч. – Почему бы и нет?
– У меня с колледжа и капли во рту не было, – проворчала Энни. – А в текущей ситуации я и притронуться к нему не посмею. Боюсь, что если начну пить, остановиться уже не смогу. Я слишком много раз видела, как люди гробят себя именно таким путем.
– Как прошла речь? – спросил Венкат, скорее ради того, чтобы сменить тему, чем из реального интереса. Ему предстояло вернуться в офис в 5:14 утра, чтобы быть готовым к обычному началу чата в 08:00 по времени Уотни. Совмещение жизни на Марсе с обязанностями руководителя одного из самых крупных проектов НАСА, разрушало всякое подобие режима сна.
– О, это был грандиозный успех, – сказала Энни. – Тедди выбил их всех из привычной колеи. Идеальное сочетание серьёзной мины, признания трудностей и сдержанного оптимизма. Все приняли это, за исключением поборников идеи "пилотируемые полёты – бесполезная трата денег" и "правительство ни хрена по-человечески сделать не может".
Она снова ткнула пальцем в экран; хотя Венкат так и не понял зачем, поскольку её следующие слова не имели никакого отношения к стороннику теории заговора, объяснявшему, что марсианская миссия НАСА, целиком и полностью нарисованная на компьютере, рассыпалась на глазах из-за недовольного сотрудника, подсунувшего туда милых инопланетян-лошадок.
– Единственная проблема заключается в том, что в конкурс полезут всякие идиоты, жаждущие получить денег на халяву, и ненормальные с безумными планами. О чем я и предупреждала.
– Но это всё равно хорошая идея, – настаивал Тедди. – Это покажет, что мы открыты для внешнего участия, и может подкинуть нам идею, до которой мы иначе не додумались бы. Кстати, я хочу, чтобы это заявление было распространено среди всех сотрудников НАСА. Наши два главных приоритета: как можно скорее пополнить запасы Марка Уотни и как можно скорее доставить "Гермес" на Марс. Ровно в таком порядке. Всё остальное вторично.
– Уже написала себе напоминание, – пробормотала Энни.
– Кстати о второстепенном, – спросил Венкат, – как продвигается запуск "Eagle Eye 3"?
– Повторная проверка должна быть завершена через пять дней, – сказал Митч. – Мы стартуем почти на месяц позже оптимального окна, но отдел астродинамики выдал нам пересчитанную траекторию, которая даже позволяет достичь Сатурна всего на девять недель позже первоначальных планов. Мы заплатим за это примерно десятью процентами характеристической скорости после прибытия к Сатурну, но это все равно укладывается в параметры миссии.
– Хорошо, – сказал Тедди. – Нам нужно разобраться с этим запуском, чтобы мы могли вывести ускорители для "Слейпнира-1" и "-2", когда они будут готовы. Насколько точна дата поставки ускорителя "Слейпнира-3"?
– Не очень, – признался Венкат. – "Space X" бросили всё, чтобы подготовить эти ускорители к полёту в космос. И они уже предупредили нас, что некоторые из запусков "Арес IV" могут оказаться под угрозой. В конце концов, чтобы получить максимальную полезную нагрузку на Марсе с текущим положением планет, придётся принести в жертву повторное использование первых ступеней.
– Это уже вторичный приоритет, – настаивал на своём Тедди. – Добудь нам эти ускорители.
Венкат кивнул. Он не мог не зевать, как бы он ни старался этого избежать.
– Но сначала, – сказал Тедди, – поспи немного. Тебе нужен сон.
– Знаю, – ответил Венкат. – Мне просто пока не хочется покидать это кресло.
Они досмотрели оставшуюся часть шоу в тишине, про себя радуясь, что на последнем восьмиминутном отрезке ведущая кабельного новостного канала решила не оскорблять больше интеллект зрителей и вместо чуши, изливавшейся до того, стала показывать найденные в Интернете рисунки, сделанные на основе последних фотографий.
Последние три из них привлекли их внимание. Даже Митч сел прямо, когда камера задержалась на каждом из них около десяти секунд.
Это был рисунок всей команды "Арес III", включая Уотни, изображающий их так, как если бы они были инопланетянами из другого мира. Льюис была драконом с длинной шеей и мордочкой чуть поменьше, чем у Файрбола, но с гораздо более широкими крыльями, которыми она обнимала всех, словно пытаясь защитить; Мартинес – жукопони с озорной улыбкой и светящимися карими глазами; Йоханнсен – единорожка, левитирующая компьютер лучом света из рога; Бек – пегас со стетоскопом; Фогель – странный гибрид лошади с орлом — гиппогриф в очках; и сидящий впереди всех, перемазанный в грязи, земной пони с глупой улыбкой, обращённой к зрителям – Уотни.
Второе изображение было обратным первому – пять инопланетян, нарисованные как люди. Черри Берри — высокая стройная блондинка в розовом комбинезоне и космическим шлемом под мышкой; Старлайт Глиммер, чем-то смутно похожая на Гермиону Грейнджер с прической Мардж Симпсон в фиолетовом лабораторном халате; Файрбол — высокий, сильный мужчина с орлиным носом и безупречной прической, как у капитана Кирка; Драгонфлай – улыбающаяся африканка с голубыми глазами в рваном комбинезоне; и Спитфайр, рыжая, в тёмных очках, одетая словно для плаката, вербующего в ряды ВВС.
И наконец, последний рисунок – пародия на Тайную Вечерю. Камера показала его слева направо, начиная с пяти членов экипажа "Арес III", сидящих в интерьере "Гермеса" в разных позах; затем Марк Уотни, сидящий в центре с довольным, но не очень-то праведным видом; затем пять инопланетян и, наконец, на месте Иуды – римский центурион, пробующий пальцем лезвие окровавленного меча с пренеприятнейшей улыбкой на лице.
По крайней мере один художник полагал, что Марс ещё готовит обитателям Дома новые неприятности.
Примечания:
Изначально я планировал, что эта глава будет полностью посвящена CNN и интервью со всеми тремя упомянутыми людьми. Но сцена всё никак не выходила, поэтому я пошёл другим путём, сосредоточившись на людях, которым трудно оставить свою работу.
Гемком – это то, что вы получаете, когда у вас нет Дискорда.
В книге "Eagle Eye 3" был просто удобным космическим зондом, ракету-носитель которого можно было украсть для обреченного зонда пополнения запасов. Это было написано еще до того, как SpaceX добилась большого успеха. Времена изменились, а с ними изменились потребности, а с ними и технологии, поэтому я могу здесь махнуть рукой и сказать, что "Eagle Eye 3" может лететь к Сатурну, потому что SpaceX имеет три восстановленных ускорителя, чтобы накормить наших героев. Я также не против того, чтобы сказать: "они сместили запуск, потому как хотели придержать ракету-носитель", потому, что абсолютно никаких подробностей о фактическом окне запуска "Eagle Eye 3", планируемой траектории и т. д. в книге не приводилось и не упоминалось.
По-моему, ещё рано, и общественное мнение на Земле ещё не очень хорошо знает гостей Марка. Прошёл всего месяц или около того по земному времени с тех пор, как дети спорили о том, кто скрывается под инопланетными скафандрами – котики или собачки. Но, как мы все знаем, интернет-художники работают очень быстро.
(Нет, я не заказывал ни одну из этих трёх последних художественных идей, да и не могу себе этого позволить. Но я подумываю о том, чтобы заказать у texasuberalles на deviantArt, он же Джейсон Меадор, которого я знаю с 90-х, новую обложку для "Марсиан", как та, которую он сделал для CSP. Думаю, это зависит от того, как пойдут дела в ближайшие пару недель.)