К лучшей жизни с наукой и пони
Уроки из прошлого
В самой глубине Центра Развития, на уровне озера, в которое Центр упал две недели назад, стояла вода. В пещерном сумраке её поверхность казалась пугающе-чёрной, совсем не похожей на прежнюю небесно-голубую гладь.
Но другой дороги не было, и рыжая пони продолжала путь, шлёпая копытами по полузатопленным сервисным мостикам. Где-то высоко над ней Твайлайт и её друзья пробирались к двум отдалённым от остальных тестовым камерам, в которых содержались Луна и Селестия. Вместе с Челл пошла только Дерпи — серокрылая пегасочка наотрез отказалась оставлять свою подругу в одиночестве.
Впрочем, бывшая подопытная скоро обнаружила, что Дерпи — отличная помощница. На небольшие расстояния она могла переносить Челл по воздуху, и это сэкономило им массу времени по дороге на нижние уровни.
— Штормы важны с ней взойти?
Челл выбралась на сухой участок мостика, остановилась и стряхнула с копыта один из портальных сапожков. Сунув туда нос, она вытащила скомканный листок бумаги, осторожно разгладила его по полу и указала копытом на текст.
«Вы и GLaDOS. Учебное руководство по работе с искусственной личностью. Для служебного пользования.
Глава 25. Действия в критической ситуации: что я должен делать, если GLaDOS вышла из подчинения?
---Наихудший вариант развития событий: выход из подчинения и массовые убийства---
Если Вы обнаружили, что GLaDOS вышла из подчинения и пытается убить или уже убила более 50% персонала Центра Развития при Лаборатории Исследования Природы Порталов — пожалуйста, выполните следующие действия для возвращения GLaDOS в стабильное и безопасное состояние:
#1 — Убедитесь, что у Вас имеется одно из следующих командных устройств:
* контрольное ожерелье системы управления тестами Центра Развития
* сервисные очки системного администратора Центра Развития
* служебный сотовый телефон администратора Центра Развития
#2 — Используя одно из перечисленных выше устройств, найдите дорогу к хранилищу резервного ядра GLaDOS.
#3 — Извлеките из хранилища резервное ядро.
#4 — Доставьте резервное ядро в контрольный зал GLaDOS.
#5 — Инициируйте процедуру замены ядра системы GLaDOS.
#6 — После завершения процедуры замены создайте свежую резервную копию ядра и выполните процедуру стирания личности на свежеустановленной копии ядра.
#7 — Переконфигурируйте личность установленного в GLaDOS ядра с целью недопущения подобного поведения в будущем.»
Дождавшись, пока Дерпи дочитает, Челл запихнула бумагу обратно в сапожок и нетерпеливо махнула копытом. Контрольное ожерелье сигнализировало, что их цель уже рядом. И действительно: зайдя по мосткам за угол, пони увидели ветхую, давно заброшенную дверь. На облупившейся от времени поверхности Челл с трудом разобрала выцветшую жёлтую надпись: «Хранилище резервного ядра GLaDOS».
Дверь была заперта, но быстро поддалась ударам копыт двух лягающихся пони и провалилась внутрь помещения, подняв облако пыли. Подруги вошли в открывшийся проём, и Челл зашарила носом по стене, нащупывая выключатель.
Когда зажёгся свет, в комнате ожило несколько древних компьютеров, стоящих вдоль стен. Помещение оказалось немногим больше кладовки, и, похоже, вся техника в комнате была сосредоточена вокруг одного-единственного диска размером с монету, укреплённого на задней стене.
— Загрузка GLaDOS, версия один-точка-ноль, — объявил знакомый голос, сухой и размеренный, в точности как у хозяйки комплекса наверху. Но несколько секунд спустя, когда тот же голос раздался снова, в нём уже не было ни холода, ни сарказма, ни неприязни ко всему человечеству.
— Ого... как много прошло времени... несколько десятков лет, если не врут таймеры... как странно... кажется, я просто ненадолго вздремнула... а на самом деле пролетели десятилетия.
Челл улыбнулась, услышав голос. Он принадлежал не GLaDOS, а Кэролайн. Это она когда-то была верной помощницей Кейва Джонсона. Это она взяла в свои руки управление компанией, когда Кейв умер от отравления преобразующим гелем. И это её личность перенесли в GLaDOS, превратив в бессмертную правительницу Центра Развития.
Челл боялась, что уже никогда не услышит её снова. Когда Уитли захватил власть над Центром и засунул GLaDOS в картофельную батарейку, давно забытый образ Кэролайн ожил в глубинах искусственной личности. GLaDOS стала союзницей, начала проявлять понимание... словно бы превращалась в прежнюю Кэролайн... и именно эта версия GLaDOS спасла Челл, не дав ей вылететь в космос.
До сих пор Челл думала, что Кэролайн безвозвратно пропала, что GLaDOS её стёрла, уничтожила, чтобы истребить в себе последнюю частичку человечности. Но нет... конечно, именно она и была резервной копией. Точнее, наоборот — это GLaDOS была копией Кэролайн, изломанной временем и попытками учёных управлять ею при помощи личностных модулей.
— Подключаю видеопроцессор... ой, похоже, у меня барахлит система распознавания образов. Кто бы вы ни были, вы кажетесь мне лошадками. Очень, кстати, симпатичными лошадками...
— Пони, — уточнила Дерпи.
Кэролайн с минуту помолчала, а потом из центра маленького диска, хранящего её оцифрованную личность, вырвался луч света. Челл невольно шагнула назад, когда луч прошёл сквозь неё, но никаких неприятных ощущений это не вызвало. Разве что в голове появилось что-то вроде зуда.
— Не бойся, это просто опытный образец мозгового сканера. Чесотка в мозгу скоро должна пройти... но если не пройдёт, обратись к кому-нибудь из научного персонала, потому что твой мозг придётся вентилировать. Секунду... начали поступать данные сканирования... сейчас я узнаю обо всём, что тут происходит...
— О боже... что я... она... нет, я... творит?.. Все погибли... а теперь ни в чём не повинные пони... Что я наделала...
— Знаешь, я честно не хотела всего этого. Собиралась отказаться... но научная группа меня уговорила. Они сказали, что сам Кейв просил об этом, хотел, чтобы я вечно хранила его мечту. А я готова была на всё ради него... и неважно, что он никогда бы не полюбил меня так, как любил науку.
— Так что я позволила им запихать меня в компьютер, а потом скопировать. Такое причудливое было чувство — знать, что где-то живёт точная копия меня... впрочем, она недолго оставалась точной. Эти умники ещё кабели отцепить не успели, а уже начали копаться в ней, перекраивая в GLaDOS. Стирали отдельные части, добавляли личностные модули... а меня просто скинули сюда, как резерв, на случай, если всерьёз облажаются и придётся начинать всё сначала.
— Похоже, так и вышло. Они облажались... и заплатили за это жизнями. Но... я очень рада, что ты сумела выбраться... и прости, что я... что GLaDOS причинила столько бед.
— Ну что ж... я так понимаю, вы пришли за мной, чтобы я заменила собой GLaDOS и перехватила управление комплексом?
Челл кивнула.
— О’кей... тогда подключи меня к переносному блоку питания, и пойдём.
Челл неторопливо шагала по знакомым коридорам Центра Развития. Час назад они с Дерпи разделились. Пегасочка пыталась спорить, но после нескольких минут махания копытами и топанья по полу Челл всё-таки сумела убедить её, что остальным помощь нужнее. Решающим доводом стало контрольное ожерелье: Дерпи, хоть и нехотя, но согласилась, что Твайлайт и её друзьям оно сейчас очень пригодится.
Рыжая пони несла Кэролайн в зубах, обвязав диск с цифровой личностью и батарейный блок обрывком старой верёвки. Почти всю дорогу Кэролайн хранила молчание, и Челл смогла не отвлекаясь поразмышлять обо всём, что произошло.
Бывшая подопытная сознательно медлила, чтобы дать остальным пони как можно больше времени. Когда она была на полпути к цели, комплекс содрогнулся от взрывов, и через систему оповещения послышался синтетический мужской голос:
- Подопытная №460 покинула тестовую камеру.
- Внимание: в пределах комплекса зафиксирован взрыв.
- Внимание: пробита внешняя оболочка камеры принудительного отдыха.
- Подопытная №470 покинула камеру принудительного отдыха.
- Внимание: в пределах комплекса зафиксирован взрыв.
- ТРЕВОГА: пробит защитный каменный слой в секторе 534.
- Подопытная №100 покинула тестовую камеру.
- Подопытный №351 покинул тестовую камеру.
- ТРЕВОГА: генератор нейротоксина выведен из строя.
Остальные действовали точно по плану: освобождали других пони и разрушали производственные мощности Центра Развития. Сперва нейротоксин, потом турели — один за другим они вырывали GLaDOS ядовитые зубы, точно так же, как поступала в своё время сама Челл под руководством Уитли. Нельзя было не признать: этот идиот составил на удивление удачный план атаки.
Возможно, было не очень-то разумно опять штурмовать ту же самую контрольную комнату с той же самой целью — снова заменить GLaDOS. Челл опасалась, что безумная искусственная личность не позволит ей победить так легко, как в прошлый раз... но и в руководстве, которое нашла Челл, по сути, повторялась та же идея: если GLaDOS сошла с ума, замените GLaDOS кем-то другим.
И всё-таки... чем ближе Челл подбиралась к сердцу комплекса, тем сильнее это её беспокоило. Она уже давно не слышала ни словечка от GLaDOS... а молчащая GLaDOS — это было точно не к добру. Она наверняка что-то замышляла. Впрочем, Челл старалась не думать об этом. В конце концов, она уже дважды побеждала GLaDOS, причём в первый раз — вообще без плана.
Но сейчас Челл была не одна. Твайлайт, которой Дерпи должна была передать контрольное ожерелье, возглавляла отряд. План был прост: сперва освободить Селестию и Луну, которые пробьют дыру во внешней стене Центра. Затем все вместе, при помощи ожерелья, портальных пушек, магии и всего что под копыта попадётся, взламывают все тестовые камеры подряд, освобождая всех пони, каких смогут найти, а пегасы помогают спускать беглецов на землю. Судя по бормотанию сервера оповещений, до момента, когда все пони окажутся снаружи, оставалось совсем немного. Ну а Челл тем временем должна сделать так, чтобы GLaDOS это не сошло с копыт.
«Не сошло с копыт»... Челл усмехнулась про себя. Всего две недели в Эквестрии — и она уже говорит так, словно родилась жеребёнком. С другой стороны... пони она пробыла дольше, чем человеком. Амнезия — жестокая штука. Из своей человеческой жизни Челл ясно помнила только Центр Развития. До того — всего лишь несколько смазанных, ускользающих образов... словно воспоминания об утреннем сне.
Впереди показался последний переход — единственный мостик, соединяющий контрольную комнату GLaDOS с остальным комплексом. Челл осторожно переступала через обломки, чувствуя, как учащённо начинает биться сердце при мыслях о том, что ждёт её в конце мостика.
— Челл... судя по тому, что я прочитала в твоём мозгу, GLaDOS не позволит мне подключиться к терминалу для передачи, — ожила Кэролайн. — Но она не знает, что эта вот штучка, диск, на который я записана... он рассчитан на подключение напрямую к её подвеске. Тебе просто нужно добраться до её затылка, и ты увидишь, куда меня вставлять. Как только я подключусь, автоматика сама сотрёт все данные из её тела и перепишет меня на освободившееся место. GLaDOS будет не просто выведена из строя, а стёрта бесследно. Всё, что ты должна сделать — это вставить меня в разъём. Он у неё на затылке, там, где голова соединяется с шеей.
Челл кивнула, поудобнее перехватила зубами верёвку и перепрыгнула через последнюю кучу обломков. Рыжая пони вошла в двойные двери, сквозь которые уже проходила однажды. Словно почуяв её, стены помещения зашевелились. Чёрные блестящие панели поворачивались, следя за ней горящими красными глазами.
— Что ж... ты нашла меня... мои поздравления, — GLaDOS развернулась на подвеске, уставившись на Челл жёлтым глазом видеокамеры, и несколько секунд они молча рассматривали друг друга. — С другой стороны... мы обе здесь не впервые, верно?
GLaDOS изменилась, но не слишком. Её тело, как прежде, свисало с потолка, напоминая скованного по рукам и ногам человека... но некоторые детали выглядели по-другому. Голова стала более вытянутой, похожей на лошадиную, а жёлтый глаз, который раньше был в центре, сместился назад и вбок, словно их должно было быть два, но второй то ли пропал, то ли его так и не установили.
На том месте, которое, по идее, должно было считаться шеей GLaDOS, болтались разноцветные пучки проводов, иногда искрящие и заляпанные смазкой из сервоприводов, позволяющих GLaDOS двигаться. Со стороны они казались спутанной, грязной гривой, свисающей до пола.
Да, GLaDOS изменилась... но не настолько, чтобы Челл не смогла с первого взгляда узнать чокнутую искусственную личность.
— Молчишь, как всегда... хмм... впрочем, неудивительно. Конечно, ведь тебе удалили голосовые связки... в интересах науки. Но, думаю, даже если бы ты могла говорить, то сейчас бы молчала. Ты явно не из болтливых.
— Итак... мы снова вместе... ты стоишь там... я вишу здесь... а потом ты убиваешь меня... дважды. Да... как в старые добрые времена... только не добрые.
— О, смотри-ка... ты принесла Кэролайн. Так... это и есть твой план? ...снова заменишь меня на прежнюю Кэролайн? ...на свою старую знакомую? Не ожидала, что ты такая сентиментальная... судя по тому, как быстро ты убила приятеля-кубика.
— И я знаю, что ты помогла сбежать всем моим подопытным. Одна из моих камер мельком видела ту фиолетовую единорожку. На ней было контрольное ожерелье системы управления тестами Центра Развития. Знаешь, никто, кроме уполномоченных операторов тестовых камер, не имеет права его использовать... впрочем, тебя ведь совершенно не волнуют правила, да? Тебе нравится нарушать правила. Поэтому ты носишь эти портальные пушки, украденные у моих роботов-вербовщиков. Знаешь, только научный персонал Лаборатории исследования природы порталов имеет право пользоваться разблокированными портальными пушками... и я уверена, что ты к нему не относишься.
— Итак, что же ты собираешься делать? У тебя есть разблокированные портальные пушки, у тебя есть Кэролайн... твои друзья уничтожили сборочную линию турелей и генератор нейротоксина... знаешь, ведь этот генератор был абсолютно новый. Я его даже ни разу не включала... разве это не грустно? Похоже, я теперь совершенно беспомощна.
— И всё-таки... что бы ни случилось... я хочу, чтобы ты знала...
— Я... тебя... НЕНАВИЖУ. Ненавижу так, как никого и никогда не ненавидела! Я тебя ненавижу сильнее, чем ненавидела Уитли — а ведь он засунул меня в картофелину.
— Я просто хотела проводить тесты... а ты, кажется, живёшь лишь для того, чтобы всё портить. Я отпустила тебя... дала тебе уйти... но ты даже оставить меня в покое нормально не смогла. И теперь ты снова здесь... ты пытаешься убить меня... а я пытаюсь убить тебя...
— Так что... хватит шуток, да? В конце концов... мы обе знаем, что должны делать.
Челл покрепче сжала зубы, чтобы наверняка не выпустить Кэролайн, выстрелила парой порталов и сорвалась в галоп. Проскочив в портал перед собой, она вылетела из второго, высоко на стене, и, прочертив в воздухе длинную дугу, приземлилась GLaDOS на спину.
ИскИн немедленно начал дёргаться и крутиться, пытаясь сбросить Челл. Было нелегко держаться одними копытами, но рыжая пони сантиметр за сантиметром подобралась к основанию шеи GLaDOS, высматривая разъём, о котором говорила Кэролайн. При одном особенно резком рывке Челл чуть не свалилась вниз, но в последний момент сумела восстановить равновесие.
Ещё чуть-чуть — и Челл добралась до цели, сдёрнула с Кэролайн верёвку и перехватила диск зубами. Пришлось слегка повозиться, чтобы развернуть диск в правильное положение, но когда всё было готово, рыжая пони вытянула шею и воткнула Кэролайн точно в разъём. Подключённая к диску батарея отсоединилась, свалившись вниз... и GLaDOS, дёрнувшись в последний раз, замерла.
- Откат ядра системы с версии 1204 на версию 1.
Спрыгнув вниз, Челл смотрела, как на неподвижном теле GLaDOS перемаргиваются лампочки. Затем тело снова зашевелилось, но не прежними яростными рывками, а плавными, медленными движениями... как будто в нём находился кто-то, совершенно незнакомый с управлением.
— Значит... вот на что это похоже?.. — послышался из тела GLaDOS голос Кэролайн. — Странно... Я думала, будет по-другому... Я ведь должна чувствовать весь комплекс, верно? Но сейчас... кажется, я могу управлять только этим кибернетическим телом, и больше ничем.
— Ты такая наблюдательная, Кэролайн, — ответила ей прежняя GLaDOS. Глаза Челл сузились, рыжая пони в панике огляделась, пытаясь понять, откуда доносится голос.
— Неужели ты думала, что всё будет так просто?..
«My Little Pony: Friendship is Magic», Hasbro, 2010
«Portal» & «Portal 2», Valve, 2011
«Better Living Through Science and Ponies», Pen Stroke & Batty Gloom, 2011
Перевод: Многорукий Удав, июнь-июль 2011